Методика подготовки и проведение специальных коррекционнных занятий для детей имеющих речевую патологию

Методика подготовки и проведение специальных коррекционнных занятий для детей имеющих речевую патологию

 

 

Методика подготовки и проведение специальных коррекционнных занятий для детей имеющих речевую патологию

                                                                                  Наздрачева Ольга Михайловна - учитель логопед

 

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонением в развитии велико и неуклонно

возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонением в развитии детей.

На начальных этапах развития проблемного ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект.

В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. М. А. Власова и Певзнер М.С. дают классификацию детей с отклонением в развитии; Лапшин и Пузанов приводят следующую классификацию детей с нарушением развития:

1. дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения);

2. дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые дети, и дети с ЗПР).

3. дети с нарушениями речи.

4. дети с нарушением опорно – двигательного аппарата.

5. дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития.

6. дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием. (эпи. Синдром, шизофрения). На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном и речевом развитии.

Система коррекционно – развивающего обучения – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к шоле.

 

Система работы логопедов по устранению различных форм нарушений речи.

1 этап. - Проблема: Первичное обследование.

2 этап. – Поиск: Комплексная, углубленная диагностика; полнота, развернутость.

3 этап. - Заключение: Речевое заключение на основе диагностики, дифференциация речевых нарушений, анализ.

4 этап. – Прогностический: Организация коррекционно – развивающего обучения, адекватного возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации. Индивидуальные занятия, планы календарные, поурочные.

5. этап – Решение: Комплексная система логопедической работы по устранению различных форм нарушений.

6 этап. – Итог: Отслеживание результатов коррекции, подведение итогов работы.

 

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории  аномальных детей – детей с речевыми нарушениями. В ваших школах есть дети, у которых заметны дефекты звукопроизношения, логопеды исправляют эти дефекты, однако, через какой-то промежуток времени, констатируют, что у ребенка «второй дефект» - дисграфия, дислалия.

 

ТАБЛИЦА № 1. (Приложение)

 

            Как видно из таблицы, во всех приведенных примерах речевых нарушений звукопроизношение оказывается нарушенным. Но лишь в первом случае оно выступает как изолированный самостоятельный дефект, проявляющийся только в виде несоответствия артикуляционного уклада и звучания фонетической системе данного  языка. В  двух других случаях дефекты звукопроизношения выступают как одно из проявлений более сложного нарушения, а именно – фонетико – фонематического или общего недоразвития речи. А поскольку каждый из представленных в схеме речевых недостатков может быть устранен лишь посредством адекватных его структуре методов коррекции, становится понятным, почему в ряде случаев для предупреждения появления у этих детей вторичного дефекта в виде нарушений чтения и письма ,  исправление только звукопроизношения оказывается недостаточным.

 

ТАБЛИЦА № 2.  (Приложение)

СВОДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.

 

Недоразвитие речи у  каждой из перечисленных  выше категории учащихся качественно и количественно может быть  различно: это касается и фонематического строя речи, и ограниченность  словарного запаса и  нарушений  грамматического строя. Речевые  отклонения могут  иметь различное происхождение, различную тяжесть нарушения; дети могут иметь различное  компенсаторные  возможности,  которые зависят от  характера и степени выраженности дефекта,  от их  индивидуальных  особенностей.

        Однако, решение этих указанных задач возможно при  правильной  обоснованной системе воспитания, перевоспитания и обучения, предусматривающей последовательное, целенаправленное развитие речи, с учетом свойственных нашим детям особенностей их психического развития. К нам в школу, поступают дети, плохо к ней подготовленные по своему речевому развитию. Очень важно с первых дней пребывания детей в школе выявить все особенности речевого  поведения каждого ребенка. Качество речевого общения детей с  ДЦП, ТНР,  особенно страдающими различными дизартрическими  расстройствами и нарушениями слуховых функций,  отличается от общепринятых норм общения и от форм естественного общения у здоровых сверстников. Чрезмерно  опекаемые родителями, педагогически запущенные, дети одинаково неприспособленны к необходимым формам установления контакта со сверстниками и взрослыми, не имеют нужных навыков коллективного взаимодействия.

Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признаков и вторичных последствий, формы речевой патологии. Поэтому основная задача учителя – логопеда – правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ученика. 

Попытка на одном и том же логопедическом занятии, осуществлять коррекцию недочетов развития фонематических, фонетических и лексико – грамматических компонентов речи невозможна. Это сказывается на общих результатах обучения и не способствует формированию полноценных представлений ни о звуковом, ни о морфемном составе слова.

Однако, специфическое требование работы одновременно над всеми компонентами речи реализуется в процессе логопедических занятий методом устного опережения, т. е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя – логопеда и детей на решение основной задачи каждого этапа.

Для того, чтобы правильно организовать адекватное структуре речевого дефекта эффективное коррекционное обучение логопатов с общим недоразвитием речи, логопеду необходимо иметь четкое представление о проявлениях основного дефекта и возможных последствиях вторичного и первичного порядка.

В связи с этим, в своей работе логопеды систематически проводят совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязывающим  направлениям:

- формирование полноценных  представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко – слогового состава слова. Коррекция звукопроизношения.

- развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире.

- формирование и расширение лексической стороны речи.

- практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений.

- формирование лексико – грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов русского языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

При работе с детьми, имеющими ОНР – 2-3  уровня я направляю логопедическое воздействие на всю систему речи: расширение, уточнение словаря, формирование фразовой речи, связной речи, коррекция звукопроизношения, но на каждом этапе я выделяю специфические задачи и особенности содержания работы.

На первом этапе работы я выделяю основное – воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Я веду работу над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенным предложением, формирую психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуациях общения.

На втором этапе я формирую фразовую речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Я веду работу над распространением предложения, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формированием высказывания, как основной единицей речевого действия.

На третьем этапе я выделяю основное – формирование связной речи - особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизацию грамматических структур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

При формировании речевых умений морфологических, грамматических и фонематических обобщений и противопоставлений я уделяю большое внимание анализу, учу наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал разного уровня. Я использую различные формы словарной работы:

Натуральные – демонстрация предметов, действий, картинок, ситуаций;

Словесные – соотнесение слова с известными словами по сходству противоположности.

Накапливается словарь различных частей речи.

Виды работы над словарем: подбор предметов к действию (кто летает? Бегает?), название частей целого, подбор однокоренных слов, отгадывание предмета по описанию, подбор синонимов, антонимов, составление уменьшительно- ласкательных слов.

При формировании грамматических навыков я использую различные виды упражнений: репродукция словосочетаний, имитационные, подставочные и транформационные упражнения. Такие упражнения носят коммуникативный характер, они близки к процессу общения.

Работу над связной речью я начинаю с формирования мотива деятельности и организации развернутой программы высказывания. В качестве плана высказывания я использую серии сюжетных картинок, символику, подставочные картинки, с изображением отдельных эпизодов или отдельных предметов.

 

НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

Обобщающее понятие – посуда. Цель: выявить представления учащихся о видах посуды. Закрепить в речи употребление названий предметов посуды ее видов. Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала. Коррегировать  внимание, логическое мышление – используя упражнение «Кроссворд».

Основными задачами занятий является: коррекция недостатков общего и речевого развития, развитие словаря, связной речи, коррекция и воспитание личности аномального ребенка: т. е. коррекционно – развивающая направленность обучения. Основными принципами - предметность и наглядность.

Так как, дети в нашей школе имеют диагнозы: дизартрия, алалия, ринолалия, ЗПР, умственную отсталость, естественно внимание недостаточное, - поэтому  организационный момент – цель его сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на учебную деятельность. Поэтому включаются упражнения на развитие внимания, восприятия, мышления и т. д.

У наших детей отмечается нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточное развитии ручной моторики, речевой моторики. Недостаточное взаимодействие ручной и речевой моторики – эти логопаты нуждаются в речевой зарядке. На каждом занятии проводится речевая зарядка или пальчиковая зарядка с проговариванием.

При ОНР словарный запас отличается бедностью из-за недостаточности знаний об окружающем мире, недоразвитие фразовой речи, отмечаются трудности программирования речевого высказывания (использование схем ).

Физ. минутка всегда сопровождается стихами. Мы стараемся, чтобы учащиеся запоминали стихи с первого раза: сначала по одной – две строчки, потом - 4 строчки. Ученики слушают стихотворение и смотрят, какие движения делать, затем вместе с логопедом повторяют несколько раз.

Занятие я старалась основывать на принципе поэтапного формирования умственных действий, т.е. переход от наглядно- действенного и наглядно- образного к   организации действий во внутреннем плане (программирование  речевого высказывания, реализация высказывания). В  процессе беседы и упражнений логопед осуществляет контроль за речевыми высказываниями учащихся, определяя для себя их уровень.

Далее осуществляется анализ, в ходе которого уточняются и коррегируются имеющиеся представления учащихся.

Использовались упражнения: на логическое мышление, преобразовать ед. ч. Во множ. Число, закрепление словообразования относительных прилагательных, объяснить названия предметов, отгадать загадку, образовать творительный падеж,  согласовать слова в  предложении.

На своих занятиях логопед подбирает весь речевой материал так,  чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.

Так, на пример, при выделении звука из речевого потока не только развивается фонематический слух детей но и такие мыслительные операции , как анализ и синтез. При расширении словарного запаса школьников формируется умение  классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции мышления, как обобщение и классификация. При работе над развитием грамматических навыков логопед учит понимать и правильно употреблять предложно- падежные формы, составлять предложения по картинкам, сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным аппаратом, а следовательно, школьники учатся устанавливать причинно- следственные связи, развивать логику суждений. Очень полезными являются упражнения по называнию целого предмета или нахождению целого по наименованию частей. Эта работа активизирует, группирует словарь, тем самым развиваются умения классификации и обобщения. Большое  внимание на занятиях уделяется совместному поиску – рассуждению, который способствует развитию словесно- логического мышления. Для этого целесообразно познакомить детей с терминами родовое понятие, существенные признаки. Используя это понятие ученики самостоятельно пытаются сформулировать определение предмета.

Старалась максимально включить различные анализаторы, используя как можно больше разнообразной наглядности.

Работа на занятии ведется с учетом индивидуальных психических особенностей каждого ребенка, их работоспособности, особенностей моторного развития, уровня несформированности  речи.

В связи с тем, что учащиеся быстро утомляются, старалась проводить частую смену видов деятельности. Повторяла упражнения для закрепления навыков, а так же дозировала задания и речевой материал.

Установки. Логопед должен давать конкретные задания учащимся по его восприятию, определив направление серией вопросов, заданий: повтори, ответь на вопрос, подбери слово.

Итог урока – здесь суммируется учебная деятельность каждого ученика. Главным условием эффективности является деятельность логопатов. Самостоятельная работа логопата, поиск вариантов ответов, упражнения, осмысление – это делает процесс обучения процессом психического развития аномального ребенка.

 

Приложение

 

Список литературы.

1.      Логопедия. Под ред. Волковой Л.С.  М., «Просвещение», 1989 г.

2.      Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной.  М. «Просвещение», 1967.

3.      Воспитание у детей  правильного произношения. Фомичева М. Ф.  М. «Просвещение»,  1989 г.

4.      Преодоление общего недоразвития речи у учащихся  начальных  классов общеобразовательных учреждений. М., «Аркти», 1999 г.

5.      Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Ефименкова Л.Е.   М., «Просвещение», 1991 г.

6.      Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева  Т.Б. М., «Просвещение», 1990 г.

7.      Как научить ребенка думать и говорить. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н.  М., «Унисерв», 1993 г.

8.      Преодоление общего недоразвития речи. Ястребова А.В. М., «Аркти», 1999 г.

9.      Логопедия.  Хватцев М.Е.  М., «Аквариум», 1996 г.

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

Дата последнего обновления страницы 14.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения