Фотоотчет
 
Учитель начальных классов Таран Татьяна Анатольевна
 
Экскурсия «Родные просторы»
Цель: формировать чувства бережного отношения к природе и истории родного села, понятия «живая и неживая природа», побуждать активность и интерес детей к  сельскохозяйственной деятельности,   воспитывать любовь к окружающему миру, умению работать в коллективе. 
                  
                                                    Ход экскурсии
I. Организационный момент
-Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Кто из вас помнит правила поведения на экскурсии? (ответы детей).
- Ребята, вы должны будете угадать тему нашей экскурсии, послушайте стихотворение.
 
Пусть мне твердят, что есть края иные, 
Что в мире есть иная красота, 
А я люблю свои места родные- 
Свои родные милые места!
                                               М. Пляцковский
-Итак, тема нашей экскурсии «Родные просторы». Во время экскурсии мы познакомимся с осенней природой, с историей родного села, с сельскохозяйственным трудом в осенний период.
II.Работа по теме урока
Итак,   наша первая остановка «Ах ты реченька- река».
- Ребята, кто из вас знает, как называется наш район? (Красногвардейский)
 Рассказ учителя. Район расположен в северо-западной части края и граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем, Республикой Калмыкия. Село Красногвардейское является  районным центром, оно было основано в 1803 году на правом берегу реки Егорлык. Село Красногвардейское за свою историю сменило множество названий: оно называлось Медвежьим, Молотовским, и, наконец, Красногвардейским. 
- Сейчас мы с вами находимся на берегу реки Егорлык, которая протекает через наше село. Посмотрите, что вы видите вокруг? (Ответы учащихся). Как это можно назвать одним словом? (Природа)
-Следующая наша остановка «Природа нашего села».
-Скажите, какое сейчас время года? ( ответы учащихся).
-Как в народе осень называют?  «Золотая»
- Осень — время подготовки и перехода растений к зиме. 
- Назовите, какие изменения происходят осенью с растениями.(Ответы учащихся)
- Осенью Листья начинают желтеть. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается.  Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, это очень важно для обитателей почвы. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу. 
-Посмотрите, какие красивые опавшие листья. Какого  они цвета? (жёлтого, бордового, оранжевого,  коричневого.)
-Природа осенью необычайно красива. Мы много читали стихотворений о временах года. А сегодня мы послушаем   и попытаемся  выучить и спеть песню «ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ В ГОДУ» 
Слова М. Пляцковского
 
Четыре времени в году
Меняют цвет земли моей.
Никак ответ я не найду:
Какое мне из них милей?
 
Припев:
Они спешат в мои края
Через поля, через леса.
Есть в каждом времени своя
Неповторимая краса.
 
Четыре времени в году
Природе дарят новизну.
Я лето жду, я осень жду,
А также – зиму и весну.
- Какие времена года упоминаются в песни?
 
-Ну а сейчас мы отдохнем.
Игра «Сказочная поляна». 
Я буду вам показывать лист, а вы должны будете подобрать такой же. Выигрывает тот, кто больше соберёт листьев.
 
 
III- Вторая половина нашей экскурсии посвящена сельскохозяйственному труду. А следующая остановка «Хранилище зерна».
 
 В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
 
Автор: В. Орлов
 
- Пшеница – полевая культура, выращиваемая в местных условиях. Для чего используют пшеницу? ( Из зёрен делают муку, а затем выпекают хлеб)
- Какие ещё вы знаете полевые культуры?  (подсолнечник, сахарная свекла).
-Полевой труд сопряжен с большими трудностями, в частности с  долгими и зачастую  очень трудными физическими усилиями. Сельское хозяйство всегда считалось одной из наиболее трудоемких сфер деятельности человека, так как здесь преобладает тяжелый ручной труд .
-Но в сельском хозяйстве есть много техники, это тракторы, машины и конечно же комбайны.
-. Кто из вас знает, как называется человек, который управляет комбайном?
-Комбайнёр управляет комбайном, он убирает сельскохозяйственные культуры, производить текущий ремонт комбайна. Комбайнер приступает к работе в сезон уборки урожая.   Профессию комбайнера можно освоит в специальных профильных учебных заведениях. 
- Ещё есть очень важная профессия в сельском хозяйстве, это агроном. Работа агронома это непрекращающийся труд, который зависит от погодных условий. С ранней весны специалист проводит работы по подготовке пашни к посеву семян. Отслеживает поступление удобрения в почву. Результат успешно проведённой работы агронома будет виден осенью, когда будет собран весь урожай. Но на этом труд агронома не заканчивается. Необходимо подготовить помещение для хранения собранного урожая. 
- Как вы думаете, для чего соблюдают правила хранения  сельскохозяйственной продукции? (продукт не потерял свои полезные свойства.)
 
 
Итог.
 Здесь воздух, как парное молоко,
 И тяжесть лет мгновенно пропадает.
 А на душе спокойно и легко,
 Как только на родной земле бывает… 
                                                        (Геннадий Фатеев)
 
.- У каждого человека есть место, в которое всегда хочется вернуться, где  его любят и ждут. Это  родное село, это родные просторы,  куда неумолимо тянет. Любите свою Родину, берегите природу, уважайте  труд людей.
 
 
 
 
 В методическую копилку