Еремеева Татьяна Анатольевна
Урок – презентация. Коллаж «Матрешка - богатырь», проводился в рамках методической недели по теме: «Творчество педагогов в приобщении уч-ся к национальной культуре»
Данная презентация включает в себя следующие цели:
- познакомить уч-ся с одним из самых молодых народных промыслов;
- познакомить учащихся с характерными особенностями матрешек;
- развить познавательный интерес к истории возникновения матрешки;
- развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитание любви к искусству народных промыслов.
Цели:
привить интерес учащихся к одному из самых молодых народных промыслов - русская матрёшка;
Познакомить с характерными особенностями матрёшек;
Развивать познавательный интерес к истории возникновения матрёшки;
Развивать память, мышление, воображение, мелкую моторику рук;
Воспитание любви к искусству народных промыслов.
Оборудование: презентация Коллаж «Матрёшка – богатырь». Скачать ppt
Материалы для урока: простой карандаш, картон, кусочки разной ткани, цветная бумага, фольга, журнальные вырезки, тесьма, бисер и др. материалы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с игрушкой, с которой играли ваши прабабушки.
Ребята прочтут вам стихотворение, а вы скажите, что же это за игрушка.
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Раскрывается она на две половинке.
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, будет третья во второй!
Половинку отверни, полную, притёртую.
И сумеешь ты найти куколку четвёртую.
Вынь её, да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.
А внутри пустая в ней живёт шестая.
А в шестой - седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд сестры - куколки стоят.
Сколько вас?- У них мы спросим
И ответят куклы - восемь!
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
-Что же эта за подружка?
- Как вы думаете, сколько лет матрёшке?
Нет, матрёшка молода, ей всего 100лет.
3.Основная часть урока.
Первую игрушку с большим старанием сделал Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. Эта игрушка состояла из восьми фигур. Она изображала девочку в сарафане и в платке с чёрным петухом в руках.
Слайд 1.
За девочкой шёл мальчик, затем опять девочка, и так дальше. Вот так и появилась миру новая игрушка. Назвали её « матрёшкой» - от русского имени Матрёна. Предложил дать игрушке такое название, художник Сергей Малютин расписавший её.
Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало "статная дама"») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Слайд 2.
В Сергиевом Посаде открыли в 1891г. мастерскую по изготовлению первых матрёшек. И уже в 1900г. первая матрёшка появилась на Всемирной выставке в Париже и была отмечена золотой медалью. Так начался вывоз матрёшек за границу.
Слайд3.
Менялась форма матрешки и её количество. Изготавливали от 2 до 24 - местных .
Первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Первые матрешки, хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых
Cамой распространенной и популярной является пятиместная матрешка. Встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. А в Семёнове самая большая достигала по численности 72 предмета, высота её была 1 метр.
По видам росписи матрёшки делятся на:
Слайд 4.
-Сергиево Посадских;
-Семёновских;
-Полхово – Майданских.
Слайд 5.
Русская матрешка стала модным сувениром. Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Матрешка – не только украшение или сувенир, но она – прежде всего игрушка для детей.
Слайд 6.
Русские матрёшки бывают не только традиционной формы. Ещё в начале 20 века в Сергиевом- Посаде делали фигуры русских воинов и богатырей.
Слайд 7.
Воинов изображали в полном боевом вооружении. Боевое вооружение воинов различных времён занимает особое место в культуре. Тело воина защищали щит, шлем, доспехи. Созданные для защиты, они не только хорошо отвечали своему назначению, но и были прекрасно художественно оформлены.
С древних времён наступательным оружием чаще всего служили копья и мечи.
Слайд 6
Меч – самое древнее, самое универсальное оружие дожившее до наших времён. С помощью меча наносили колющие и рубящие удары.
Слайд 7.
Копьё состояло из древка, чаще всего ясеневого, и медного острия, насаженного на древко трубчатым концом и прикреплённого кольцом. С обратной стороны делался заострённый наконечник для втыкания копья в землю.
Слайд 8
Главным оборонительным доспехом служил с древних времён щит. Сделать щит можно из любого прочного и не слишком тяжёлого материала - кожи, ивовых прутьев, дерева, листового металла ( меди, бронзы, железа, стали), но лучше комбинируя все эти материалы. Форма щита может быть почти любой. Чаще всего встречались круглые и прямоугольные. По размерам щиты делятся на три вида: малые ,могут закрыть только грудь, средние - весь корпус, а ростовые закрывают бойца от бёдер до шеи.
Слайд 9.
С древнейших времён щиты раскрашивали и украшали. Расцветка щитов и значки на них помогали воинам различать друг друга в бою, и, по – видимому, именно их можно считать древнейшими элементами униформы бойца.
Физкультминутка.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли умельцев, покажем гостям какие мы талантливые. Только изготовим мы матрёшку в необычном стиле - в технике коллаж.
Коллаж - от французского – (приклеивание, наклейка) техника создания картины способом наклеивания плоских или объёмных материалов(цветной бумаги, тканей, отделочных материалов, проволоки, дерева, верёвки и др.)
4. Практическая работа.
1.Анализ поделки.
-Как называется наша поделка?
-Из скольки деталей она состоит?
-Есть ли одинаковые детали? Назовите их.
-_Из каких материалов они изготовлены?
Щит вы можете выполнить в технике аппликации из картона, фольги, упаковочной бумаги.
Д ля шлема подойдёт металлизированная бумага, а для сетки - ткань по фактуре напоминающая кольчугу.
-Боевой одеждой, служили кольчатый (кольчуга) или чешуйчатый доспехи из мелких металлических пластин, нашитых на кожаную
или суконную рубаху.
Такие пластины можно сделать из фольги с помощью картонного шаблона. Сейчас вы выполните каждый свою авторскую матрёшку – богатырь, используя материал, который лежит у вас на партах. У вас должен получится следующий набор выкроек.
Слайд 10.
Повторение правила техники безопасности при работе с ножницами.
5. Самостоятельная работа уч- ся(разметка, заготовка деталей и оформление работы)
6. Подведение итогов работы.
Когда и где стали делать фигуры русских воинов и богатырей?
Воинов изображали в полном боевом вооружении. Расскажите, что вы узнали о нём?