"Солнце, жизнь и хлеб" Интегрированный урок

"Солнце, жизнь и хлеб" Интегрированный урок литературы и биологии

 

 В методическую копилку

                                              учитель биологии Белых Надежда Викторовна

 

Презентация    

 

Тема: «Солнце, жизнь и хлеб»                          (Слайд №1)

Цели урока:                                                           (Слайд №2)

·                     образовательные: углубить знания о пшенице, как важнейшей зерновой культуре, о ее  народно-хозяйственном значении, об истории возделывании пшеницы,

расширить знания детей о продуктах, получаемых из зерна, значении хлеба в жизни человека;

·                     развивающие: развивать познавательный  интерес учеников школы, вырабатывающий самостоятельность, независимость, оригинальность решения, богатство идей;

·                     воспитательные: приобщать школьников к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, традициям  своего народа;

воспитывать любовь к природе родного края, уважение к людям труда,   бережное отношение к хлебу – богатству нашего края.

Методическое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, презентация, выставка книг Л. Ф. Епанешникова и Г.Фатеева, черный хлеб, пшеница.

Методические приемы: беседа, чтение стихотворений, просматривание слайдов, презентации, сообщения учащихся.

Форма урока: интегрированный

Ход урока

 

I.                     Организационный момент.

Учитель литературы.

Добрый день, ребята! Добрый день, гости!   Сегодня на нашем уроке будут работать учащиеся двух классов: 5 и 6, два учителя Ольга Николаевна и Надежда Викторовна

Ребята! На уроке у нас присутствуют гости - учителя нашей школы. Вы их всех знаете, поэтому чувствуйте себя на уроке комфортно.

 

II.                   Подведение к теме и цели урока  (Слайд №3)

Ребята! Готовясь к конкурсам, к мероприятиям недели вы узнавали много нового и интересного о  культуре нашего народа, зарождении национальных традиций. И сегодня на уроке мы тоже будем говорить о национальном достоянии нашей страны, национальных традициях. 

 

 Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Розы Паранук

 

Нас всех объединяет слово “хлеб”.
Не знаю выше, благородней слова
Он жизни смысл – всему основа.

Роза Паранук

- Какое главное слово этого эпиграфа?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

 

 Да, ребята, мы будем говорить о русском хлебе - национальном достоянии нашей страны, о культуре отношения к хлебу, о его цене в горькие для страны события.

 

                 Тема нашего урока: «Солнце, жизнь и хлеб»    (Слайд №4)

 На уроке мы с вами должны:         (Слайд №5)

 

·                      узнать о пшенице - важнейшей зерновой культуре нашего края;

о продуктах, получаемых из зерна,

о значении хлеба в жизни человека;

·                     вспомнить русские народные традиции, связанные с хлебом,

·                     помнить  об уважение к людям труда,   бережном отношении к хлебу – богатству нашего края.

 

III.                  Работа по теме урока. (Слайд №6,7)

Учитель биологии.

Ребята, посмотрите на картины. Солнечные лучи пронизывают растения и падают на землю. Друзья, вы пробовали ловить солнечные лучи? Вам удавалось, когда-либо удержать в ладошках солнечный лучик?

 

- А как вы думаете, растения могут улавливать солнечные лучи?

- Для чего они это делают? (Слайд № 8)

Фотосинтез идет  на свету круглый год

И он людям дает: пишу и кислород. 

Очень важный процесс фотосинтез, друзья.

Без него на земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова

Фотосинтез - всему голова

 (Слайд №9)

(Рассказ учащихся о фотосинтезе)

 (Слайд №10)

Большой вклад в изучение фотосинтеза внес русский ученый  К.А. Тимирязев.

Он писал: «Когда-то, где-то на землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка… Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез». Он потух, но не исчез, а превратился в зерна пшеницы. Посмотрите зерна пшеницы одного цвета с солнцем, и они дают нам жизнь.

 (Слайд №11, 12)

Мы живем  с вами в Ставропольском крае. Это самый богатый хлебный край. Если вы посмотрите на карту зерновых культур Ставропольского края, то увидите, что большую часть земли нашего края занимают зерновые культуры. Главная из них – пшеница.

 (Слайд №13)

IV.                  1. Слово учителя литературы

Ребята! Каждое утро, день и вечер вы видите перед собой хлеб. А задумывались вы когда-нибудь, как он попадает к нам на стол. Давайте мысленно пройдемся по пшени-чному полю.

Звучит песня «Поле. Русское поле»        (Слайды №14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 )

Ребята! Мы с вами увидели в  ярких лучах солнца огромные  поля с золотой пшеницей. Но не всегда эти поля смотрелись так красиво.

-Какие работы проводились до того, как пшеница выросла?

(Сообщение ученика) (Слайд №23)   

 

 Тает снег на полях. У хлеборобов в эту пору полно забот. Надо обсудить и уточнить планы размещения посевов, технологические карты, объем весенних работ.

Нужно организовать пробный выезд на пашню. Сразу станет ясно, правильно ли работают прицепные почвообрабатывающие и посевные орудия.

Плохо, когда неравномерно тают снега — зря теряются талые воды. Этого можно избежать, если пропахать землю. На затемненных полосах почва быстрее оттаивает и лучше впитывает влагу.

Очистка семян, проверка на всхожесть гарантируют вам дружные всходы, обильный урожай. Если пшеницу сажают под зиму, то весной  ведется подкормка озимых с помощью сельскохозяйственной авиации.

 А  весной посевная начинается, если почва прогревается до 3—5 градусов,  сеют узкорядным и перекрестным способом ранние яровые культуры и многолетние травы.

-А после того, как зерно созрело, начиналась страда.    (Слайд №24)

-Кто расскажет, что это такое и как она проходит?

 

(Сообщение ученика)   (Слайд №25, 26, 27, 28, 29)

Не зря уборочную страду называют битвой за урожай. Это экзамен для хлеборобов на стойкость и профессионализм. И выдержать его – дело чести. Нагрузка на хлеборобов большая – уборка начинается с раннего утра, как только спадет роса, и продолжается до позднего вечера, иногда до полуночи. Днем зной, пыль.  Каждая минута дорога. Ведь перезревшее зерно начнет падать, а завтра, того и гляди, может дождь пойти. Такая деятельность не каждому под силу, это работа для сильных духом, с чистой душой и помыслами людей.

В 2012 году на Ставрополье собрано  более 4 миллионов тонн зерновых. Почти 90% собранной пшеницы - отлич­ное зерно продовольственного класса. Среди лидеров по намолу стали и хлеборобы Красногвардейского района.

 

V.                   Писатели края о хлебе.

1.        Стихотворение «Солнышко в хлебе» Леонида Епанешникова

Красота русского поля с золотой пшеницей  воспевалось  поэтами, писателями, художниками, композиторами! Русское поле дало нам бесценный дар – хлеб, который кормил всю необъятную Россию. Хлеб был главным в жизни человека. Хлеб – это жизнь. Недаром в народе говорили: “Хлеб – всему голова!”.

Воспевали и славили хлеб  и писатели нашего края.

Одним из них был Леонид Епанешников. Он родился в 1923 году на Кавказе. Это был добрый, улыбчивый человек, очень талантливый, любящий детей. И стихи его были такие же добрые.

 

Послушайте его стихотворение «Солнышко в хлебе»

 (Слайды №30, 31)

1 чтец

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном.

С белоснежным рушником.

2 чтец

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золочёной,

Шёл к тебе издалека.

3 чтец

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нём здоровье, наша сила.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

4 чтец

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

 

-Ребята!

 А о какой традиции, связанной с русским хлебом, напоминает нам автор?

 Выражение: «Хлеб да соль» - служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы, с хлебом и солью навещали роженицу. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом.

 

2.                   Пословицы о хлебе

- Ребята! Вы знаете, что у нас очень много пословиц о хлебе. Прочитайте пословицы, которые вы приготовили.

Плох обед, коли  хлеба  нет.

Не трудится- хлеба не добиться

Хлеб - батюшка, водица - матушка.

Без соли, без хлеба - худая беседа.

 

Без печки холодно, без хлеба голодно.

Глубже пахать - больше хлеба видать.

Снег на полях - хлеб в закромах.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб сердце человеку укрепит.

 

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.

Хлеб в пути не тягость.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

 

Будет хлеб - будет и обед.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

Без хлеба святого всё приестся.

Без хлеба куска везде тоска

3.                   Стихотворение «Поля, поля, где от хлебов светло» Геннадия Фатеева.

(Слайд №32)

Ребята! На этом слайде поэт Геннадий Фатеев.

 Он наш земляк, родился в селе Красногвардейском. В его стихах звучит любовь и гордость за свое хлебное Ставрополье, за красоту степных просторов, за село, в котором родился. Послушайте одно из его стихотворений.

 

Поля, поля, где от хлебов светло

Где звезды над комбайнами лучатся.

Прости, мое заветное село,

Что мы с тобой встречаемся нечасто.

Здесь воздух, как парное молоко,

И тяжесть лет мгновенно пропадает,

А на душе спокойно и  легко,

Как только на родной земле бывает.

И сколько б лет пургой не замело

О каждом люди помнят, как о сыне.

  Как хорошо, что есть мое село.

А без села и не было б России.

 

Ребята! Вы видите, что в стихотворениях поэты хлеб сравнивают со светом, солнцем, теплом. Хлеб! Действительно, такое теплое домашнее слово! Оно навсегда связано для нас с материнскими руками, пекущими его, с людьми, которые его выращивают. Посмотрите на результаты труда этих людей.

 (Слайды №33, 34, 45. 36, 37, 38)

Ребята! Из зерновых культур делают не только хлебобулочные изделии, но и макаронные изделия. И самый главный продукт после хлеба для русского человека  - каша. Не зря в народе говорили: «Хлеб да каша пища наша». Поэтому из злаковых культур делают еще и разные крупы.

 (Слайды №39, 40)

Ребята! Вы посмотрели слайды и увидели, какое изобилие может быть сейчас у нас на столах. Но это было не всегда так. В нашей стране были  и неурожайные годы.

В 19 веке из ста лет сорок были неурожайными. Немаловажную роль в возник-новении голода играли и происходящие в стране политические и социальные явления (войны, революции и т. п.).

 (Слайд №41)

 

Наиболее известные вспышки голода в России в XX веке  голод в Поволжье 1921—1922 годов вызванный длительным отсутствием осадков и осложненный последствиями Гражданской войны, Массовый голод 1932—1933 годов в период коллективизации, голод в блокадном Ленинграде (1941—1944). И, наконец, после Великой Отечественной войны последний в истории Советского Союза массовый голод 1946/47 годов.

И, действительно, цена хлеба в эти годы была жизнь.

Посмотрите на жуткие кадры старой кинохроники о голоде на Украине.

 (Слайд №42, 43)

 

Ребята! И хочется остановиться еще на одной  странице нашей истории.

Голод в блокадном Ленинграде (1941—1944). Посмотрите видеокадры «Блокадный Ленинград»

 (Слайд №44)

В дни блокады солдатам выдавали - 500 граммов хлеба в сутки.  Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки. Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов. 125 граммов на весь день.

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки.

 (Слайд №45)

 (Слайд №46)

Ребята! Нельзя не вспомнить маленькую ленинградку Таню Савичеву, которая вела дневник. Невозможно без слез смотреть на эти маленькие листочки, где перечислены все члены ее семьи. Они все умерли. Таня пишет, что она осталась одна. Ее вывезли через Ладожское озеро.

Детей привезли  в посёлок Шатки, Нижегородской области.

Преподаватель истории Ирина Николаева  вспоминала:

Поезд остановился, однако из двери большого вагона так никто и не вышел. Дети не могли встать. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен - кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах.  Из всех прибывших тогда детей  не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.

 

Подведение итогов урока:

 Ребята! Смотреть на эти кадры невозможно без слез. Я хочу, чтобы вы всегда помнили увиденное и знали цену хлеба. Люди, пережившие блокаду, никогда не выбросят крошки хлеба, они знают - цена ему жизнь. И если вы видите, что в столовой кто-то бросается хлебом или пинает кусочек хлеба, случайно упавший на пол, ногой, остановите человека, который не понимает, что хлеб-это святое. Объясните, что когда-то такого кусочка хлеба кому-то не хватило. Это стоило человеку жизни.

Относитесь  к хлебу бережно. Помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

Помните! Хлеб — это ценность, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его  из нашей жизни. Это то, что является неотъемлемой частью нашей  русской национальной культуры.

Я вас попрошу попробовать черный хлеб, эти кусочки весят 125 граммов. Но состав его, конечно, совсем другой. Я думаю, после того, что вы увидели и услышали на уроке,  вы по - другому почувствуете вкус хлеба и по - другому будете к нему относиться.

 (На блюде черный хлеб, по 125 граммов. Раздается гостям и детям)

 

Ребята! Я думаю, каждый из вас  в душе для себя сделал вывод. Оценки поставим на следующем уроке.

Дата последнего обновления страницы 14.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения