Селютина Лариса Викторовна
  
Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей возраста 10 – 11 лет. А именно:
 • увеличение объема и разнообразие содержания образования;
 • увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;
 • на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;
 • завершение перехода к кабинетной системе обучения;
 • отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.
 Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
 В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
 1) по отношению к учебной деятельности;
 2) по отношению к школе и предметам;
 3) по отношению к одноклассникам;
 4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Психологическое сопровождение учащихся 5 класса в адаптационный период должно проводиться педагогом – психологом с целью преодоления трудностей данного периода. 
Для достижения поставленной цели психолог должен решить следующие задачи:
 • организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация,  уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
 • выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
 • определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации; дать рекомендации нам, учителям – предметникам.
С моей точки зрения, адаптация учащихся 5 класса проходит довольно успешно, однако, она еще не закончена.
Более успешной адаптации способствует и коррекционная направленность уроков истории.
Коррекционная работа на уроках истории и коррекционных занятиях ведется по следующим направлениям:
1)        коррекция мыслительных действий – абстрагирования, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, определения понятий, их классификации и т.д. 
2)        коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы);
3)        коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий;
4)        коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем;
5)        коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели т.д.