Пробуждение природы. Интегрированный урок

Пробуждение природы. Интегрированный урок. 4 класс

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК     «Пробуждение природы».   Чтение. Природоведение. Труд.   4 класс                                     

 

Учитель: Сидорова А.В.

 I Ч А С Т Ь

Цель: Уточнить и закрепить знания учащихся о зимующих птицах; расширить их представления, учить правильно употреблять родительный падеж имен существительных, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Оборудование: Картинки птиц и животных, геометрические фигуры (овал, круг, треугольник) на каждого ребенка. Большой лист бумаги с нарисованным на нем деревом. Скворечник.

Артикуляционная гимнастика:  «Наша Маша маленькая,

                                                              На ней шуба аленькая.

                                                              Опушка бобровая,

                                                              Маша чернобровая».

Ход урока:

 

Игра: На доске выставлены картинки птиц и животных. Учитель предлагает детям игру «Кого не стало?». На закрепление внимания и употребление существительного в родительном падеже).

Дети закрывают глаза, учитель убирает одну картинку и спрашивает: «Кого не стало?».

Дети отвечают: «Волка, зайца и т.д. ». Остаются на доске только изучаемые птицы.

 

Беседа:  Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? Каких вы знаете птиц? Чем птицы отличаются от животных? Где они живут? Все ли птицы живут на одном месте? Куда и когда они улетают? Как их называют?

 

Загадки:  «Угадай, о какой птице я говорю?».

     1. Я весь день ловлю жучков,

        Уплетаю червяков.

         В теплый край не улетаю

         Здесь, под крышей обитаю             

         Чик – чирик! Не робей

          Я бывалый ……. (Воробей).

 

      2. Вертится, стрекочет,

          Весь день хлопочет …..(Сорока).

 

      3. Пестренькая птичка,

          В чужое гнездо снесла яичко ….. (Кукушка).

 

      4. Всех прилетных птиц черней,

          Чистит пашню от червей.

          Взад – вперед по пашне вскачь

          А зовется птица …….  (Грач).

 

Игра:  «Кто как кричит?»

Учитель показывает картинки на которых изображены птицы, а дети хором изображают голоса птиц:  чик – чирик, кар – кар, ку – ку.

 

Чтение рассказа: «Кормушка для птиц».

 

Задание:  «Послушайте рассказ, определите, о каких птицах идет речь ( зимующих – перелетных). Как помог главный герой птицам?

«Проснулся Рома утром. Посмотрел за окно. Деревья покрыты инеем, на земле лежит снег. Значит мороз на дворе. Птички попрятались, изредка попрыгивают на дороге! Распушились они, как шарики. Жалко Роме птичек. И холодно им зимой и голодно. Решил Рома помочь птичкам. Вынес он крошки хлеба и бросил их в кормушку. Набрасываются на корм птицы: и глуби, воробьи, и синицы. Рад Рома, что помог птицам».

 

Обобщающая беседа: Кто главный герой рассказа?

                                             Что Рома увидел за окном?

                                             Почему Роме стало жалко птиц?

                                             Что сделал Рома?

                                             А как бы поступил ты?

                                              Какие это были птицы (зимующие)?

 

Физминутка: Игра: «Назови ласково». Учитель бросает мяч ребенку и говорит слово: птица; ребенок отвечает: птичка; воробей – воробышек; снегирь – снегирек.

 

II Ч А С Т Ь

 

Цель: Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности частей тела: головы и туловища, хвоста; составлять фигурки птиц из геометрических фигур. Учить красиво располагать изображение на листе бумаги. Закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции. Развивать эстетическое восприятие.

 

Оборудование: Конверты с геометрическими фигурками: овал, круг, треугольник, квадрат; клей, кисточки, салфетки по количеству детей. На доске большой лист бумаги с изображением дерева с кормушкой.

 

Ход урока: Рассмотреть с детьми птиц, выставленных на доске. Вопросы к детям: Как птицы отличаются по величине? (большие и маленькие).

            Какие части тела они имеют? (голова, туловище, хвост, ноги).   

            Какие геометрические фигуры напоминают части тела птиц? ( голова-                          круг; туловище – овал; хвост – прямоугольник; клюв – треугольник).

Дети открывают конверты, рассматривают геометрические фигуры.

Выкладывают из них птицу на листе бумаги.

Затем наклеивают на бумагу. Готовые работы каждый ребенок вставляет в прорези на большом листе бумаги – в кормушку.

 

Закрепление:  Рассмотреть коллективную работу «Птицы в кормушке».

ВОПРОСЫ:

1.     О каких птицах мы сегодня говорили? (о зимующих), назови их.

2.     Как надо помогать зимующим птицам?

3.     Какая птица среди выставленных на доске не зимующая? (кукушка).

 

Сюрприз: Подаренный старшеклассниками скворечник.

 

ИТОГ урока: Оценка детских работ. 

Эпиграф:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года.

 

А. С. Пушкин

 Оборудование к уроку:

 

1.     Портрет Х. К. Андерсена.

2.     Портрет А. С. Пушкина.

3.     Текст «Подснежник».

4.     Плакаты с предложениями – 3.

5.     Грамзапись пьесы П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».

6.     Иллюстрация: на фоне зимних снегов распустившийся подснежник.

7.     Материал для труда: цветная бумага, клей, проволока, ножницы, простые карандаши, корзинка.

8.     Стихи А. С. Пушкина.

             

Цели и задачи:

 

- Продолжить обучение детей выразительному чтению текстов художественной литературы;

- Развивать речь, память, образное мышление учащихся;

- Воспитывать такие черты характера, как нежность, любовь, доброта;

- Учить видеть красоту природы;

- Воспитывать стремление охранять природу.

 

П Л А Н

 

1.     Организационный момент. Постановка задачи перед учащимися.

2.     Вступительное слово учителя.

3.     Подготовительная работа к выразительному чтению.

4.     работа над текстом.

5.     Рассматривание иллюстрации.

6.     Изготовление цветка и бумаги.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент.

Постановка задачи перед учащимися:

- Сегодня мы продолжим учиться выразительно читать стихи и тексты художественной литературы. В конце урока итогом работы будет ваше выразительное чтение.

 

2.Вступительное слово учителя:

- Небо подернуто серой пеленой, сквозь которую слабо просвечивает солнце. Мягкими, большими хлопьями падает снег. На улице зима.

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

 

- Ребята, вы не помните кто автор этих удивительных стихов?

- Да, Александр Сергеевич Пушкин!

Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?

Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

Почти 200 лет назад родился этот удивительный человек. Прошло 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее.

Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, вспомним некоторые его стихи о родной природе.

 

Стихи:

 

«Зимний вечер».

«Зима, крестьянин торжествуя …»

«В тот год осенняя погода …»

«Зимняя дорога».

 

- Ребята, все стихи А. С. Пушкина, которые вы прочитали сегодня «зимние», в них дано описание волшебницы – зимы.

- Скажите, а так уж сильна ее власть сейчас, посмотрите в окно.

Дети называют приметы наступающей весны.

- Да, вы правы, дыхание весны уже ощущается в воздухе. Кто из вас помнит, как Пушкин писал о робком, осторожном приближении весны (стихотворение «Гонимы вешними лучами»).

 

3.Подготовительная работа к выразительному чтению.

На доске плакат с предложением: «Весна наступает».

Чтение фразы с интонациями:

- Как произнесет эти слова человек, которому безразличен приход весны?

- Как произнесет тот, кому не нравится приход весны?

- Кому неприятно наступление весны?

- Как об этом сказала бы старуха – зима?

- А как скажет медведь – лежебока, который уже проснулся в своей берлоге, но еще не  вылез из нее и не верит, что весна наступает?

- А как произнесете эту фразу вы, дети соскучившиеся по яркому солнцу, синему небу, по первым весенним цветам?

- Первые весенние цветы …

Как приятно и неожиданно их появление!

 

Работа над предложением.

 

«На лесной полянке появились первые цветы».

- Какие слова в этом предложении важнее выделить голосом?

 

Чтение предложения хором.

 

- Как называется цветок, который одним из первых появляется ранней весной?

- Подснежник.

- Закройте глаза и мысленно представьте себе лесную поляну или южный склон косогора где появился первый подснежник.

Он такой нежный и хрупкий, вы боитесь его испугать, но вы очень хотите поделиться своей радостью с мамой, которая еще не увидела его. Как вы ей об этом скажите?

 

Чтение предложения.

«Расцвел подснежник».

Тонкий, хрупкий цветок возвестил о приходе настоящей весны!

Мы мысленно пытались представить себе картину его появления, видим рисунок, изображающий этот первый весенний цветок.

Еще четче, еще полнее увидеть подснежник поможет нам гость сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Вот как он описывает цветок.

 4.Чтение текста учителем. 

«Подснежник»

 Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку… Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно -  зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, а солнечные лучи были теперь совсем близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

- Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся из снега на встречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

- Прекрасный цветок! – пели солнечные лучи. – Как ты нежен и свеж! Ты единственный! Любимый ты наш! Ты несешь в города и селенья весть о теплом лете. Весь снег растает, улетят холодные ветры! Придет наша пора! Все зазеленеет. И у тебя появятся друзья: сирень, а потом розы, но ты у нее первый, такой нежный, такой прозрачный!

 Ему было так радостно, словно пел весь воздух… Цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем сильный в своей юной красоте.

                                                                          (Х. К. Андерсен)

 

5.Рассматривание иллюстрации.

 

«Приход весны» и прослушивание грамзаписи пьесы П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник.»

 

6.Изготовление подснежника из цветной бумаги.

 

Учащиеся сами готовят для себя рабочее место – берут с общего стола бумагу в нужном количестве, наливают клей, выбирают проволоку нужного размера.

Во время подготовки к труду дети вспоминают «Правила рабочего человека» и соблюдают их во время работы.

Выполненную работу – цветы в корзине ставят в коррекционный уголок и еще раз описывают приход весны и признаки этого времени года.

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения