"Последние свидетели…" (по книге С.Алексиевич)

"Последние свидетели…" (по книге С.Алексиевич)

 

Литература, 7 класс.

Учитель Курасова Татьяна Ивановна

Урок внеклассного чтения.

Тема: «Последние свидетели…» (по книге С.Алексиевич)

Цель: - воспитание патриотизма; чувства сострадания.

           - развитие коммуникативных умений: выразительное чтение стихотворений.

Форма проведения урока: поэтическая страница.

Оборудование: интерактивная доска, сборники стихов поэтов военных лет, книга С.Алексиевич «Последние свидетели». Презентация   Скачать ppt

Сценарий урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

–Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы не будем отвечать домашнее задание, мы не будем пересказывать тексты и находить описание главных героев, не станем вспоминать, что такое ямб и хорей… мы просто будем читать стихи.

  1. Открытие новых знаний.

Слайд №1.

-«Последние свидетели» - именно так называется книга Светланы Алексиевич, в которой собраны воспоминания людей, чьё детство совпало с войной,- «стала детским садом им война». Книга страшная в своей обнажённой правде, непривычная в силу непредсказуемости детского восприятия.

Этот урок мы посвящаем последним свидетелям войны. Они выросли поэтами, приговорёнными всю жизнь, вспоминая детство, вспоминать войну.

Обратите внимание- большинство стихов- описания конкретных событий, ощущений, настроений. Естественно, детская память конкретна, но сколько в стихах этих, бытовых, на первый взгляд, боли, горечи, детской проникновенной обиды и, одновременно, силы и веры в Победу, в возвращение детства.

Яркость детского восприятия, сохранённого в памяти, помогает нам увидеть войну ещё с одной стороны, может, самой страшной- с детской…

Итак, слушаем…

Учащиеся читают стихи, подготовленные к уроку. Слайды №2-17.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

- Далеко в прошлом, к счастью, остались те страшные дни, но мы всегда будем помнить о том подвиге, который совершили наши прадеды во имя жизни на земле. А сегодня мы увидели Великую Отечественную войну ещё с одной стороны, наверное, с самой страшной, бесчеловечной – глазами детей, для которых «стала детским садом война».

Спасибо всем за великолепное исполнение стихов.

Слайд №18.

Задание на дом.

Чтобы продолжить нашу тему, я предлагаю вам взять интервью у своих родителей или бабушек и дедушек на тему «Какой след оставила война в нашей семье?»

 

Приложение.

Подборка стихов.

 

Юнна Мориц. «Воспоминание».

 

 


Из горящего поезда

На траву

Выбрасывали детей.

Я плыла

По кровавому, скользкому рву

Человеческих внутренностей и костей.

Пилот, который летал надо мной,-

Коричневая чума,-

Скалился и хохотал, как больной,

Который сошёл с ума.

Он реял в летающем сундуке,

В лобовое влипал стекло.

Я видела свастику на руке

И то,

     Что со лба текло.

     И ещё я видела красный круг

     Паровозного колеса.

     И от ужаса

     Мне не хватало рук,

    Чтобы закрыть глаза,-

    Потому что не двигался паровоз,

    Но кровавый туман и чад

    От на месте вертящихся шёл колёс

    И чугунный стонал рычаг-

    Словно в лотке согнутая рука,

    Оторванная от тела,

    Чтобы колёса паровика

    Посмертно она вертела!

Так на пятом году

Мне послал господь

Спасенье и долгий путь…

Но ужас натёк в мою кровь и плоть-

И катается там, как ртуть!

И, когда засыпаю лицом к луне,

Так горько во сне я плачу,

Что слёзы мои текут по стене,

В которой я память прячу.

 


 Юрий Адрианов «Первое выступление»

 Помню очень смутно и немного:

 

Сорок третий…

Ёлка…

Дед Мороз…

«Граждане, воздушная тревога!»-

Встав на стул я громко произнёс.

Скудный праздник жил на хвойной ветке

Свечкою, дрожащею едва…

Все молчал,

Плакала соседка,

Слушая привычные слова.

 


 

Юлия Друнина «В эвакуации»

 Патефон сменяла на пимы-

 

Ноги в них болтаются как спички.

…Обжигает стужа той зимы,

Той- невыносимой для москвички.

Я почти что счастлива сегодня:

Я бегу вприпрыжку через лес,

 мальчик из спецшколы ВВС

пригласил на вечер новогодний!

Навести бы надо марафет,

Только это трудновато ныне-

Никаких нарядов, ясно, нет,

Никакой косметики в помине.

Нету краски для бровей? Пустяк!-

Можно развести водою сажу.

Пудры нету? Обойдусь и так!

Порошком зубным свой нос намажу.

… Вот уже мелодии река

Мне легла на кофточку несмело.

Я кружусь, беспечна и светла,

Вальс уносит от войны куда-то.

Я молчу, что наконец пришла

Мне повестка из военкомата…

 


 

Маргарита Чебышева

* * *

 

Спасибо взрослым. Помню, как-то раз

Пришёл к нам в школу секретарь райкома:

«ПОЛЯ ПОД СНЕГОМ. ВСЁ ИДЁТ НА ПОМОЩЬ.

И ВСЯ НАДЕЖДА, РЕБЯТНЯ, НА ВАС».

Нам было трудно. Стылые пласты

С картошкой, вмёрзшей в ледяную глину…

Сводило руки и болели спины,

И мёрзли ноги ах до ломоты.

И матери жалели нас тайком,

Когда мы спали тяжело, устало.

И тётя Поля нас обогревала

На поле неизменным кипятком.

Картошка, испечённая в золе, была нам лучшим лакомством на свете.

Со снегом дождь и леденящий ветер.

Сорок второй. Уборка в ноябре.

Мы не были несчастными тогда.

Ведь и от нас зависела Победа.

И полной мерой нам пришлось изведать,

Что значит всенародная беда.

Что из того, что жизнь была скудна,

Горька, трудна, что лет нам было мало!

Зато любимой нашей песней стала

Суровая «Священная война».

Мы древней правды постигали суть:

Чтоб одолеть- всем миром навалиться,

Куском последним и теплом делиться

И жить по правде, а не как-нибудь.

Всё это без высоких громких слов

Мы постигали буднично и просто.

Нам, маленьким, уже была по росту

Единственная к Родине любовь.

 


 

Тимофей Белозёров «Память детства»

 За окошком- лик луны

В красных отсветах войны,

Занесённые порошей

Рёбра нашей городьбы

И с тяжёлой, грозной ношей

Телеграфные столбы…

 

Владимир Макаров «Сахар»

 В трудном году- сорок первом

 

Брат мой меньшой родился.

Как он выжил?

Наверно,

В рубашке на свет появился.

Какие уж тут прикормы!

Он рос на картошке постной.

В печное голодное горло

Вьюга февральская выла.

И вот-

Мамин голос звонкий:

«Объявили победу!»

Вернулся отец,

Из котомки

Сахар достал и одежду.

Наряжен в цветную рубаху,

Младший братишка Славка

Надулся и выплюнул сахар,

Не зная,

Как это- сладко?..

 


 

Евгений Евтушенко

* * *

 

В палате выключили радио,

И кто-то гладил мой вихор…

В зиминском госпитале раненым

Давал концерт наш детский хор.

Уже начать нам знаки делали.

Двумя рядами у стены

Стояли мальчики и девочки

Перед героями войны.

Они,родные, некрасивые,

С большими впадинами глаз,

И сами тихие, несильные,

Смотрели с жалостью на нас.

В тылу измученные битвами,

Худы, заморены, бледны,

В своих пальтишках драных были мы

Для них героями войны.

О взгляды долгие, подробные!

О сострадание сестёр!

Но вот: «Вставай, страна огромная!»-

Запел, запел наш детский хор…

А вот запел хохол из Винницы.

Халат был в пятнах киселя,

И войлок сквозь клеёнку выбился

На чёрном ложе костыля.

Запел бурят на подоконнике,

Запел сапёр из Костромы.

Солдаты пели, словно школьники,

И, как солдаты, пели мы.

Все пели праведно и доблестно-

И няня в стареньком платке,

И в сапогах кирзовых докторша,

Забывши градусник в руке.

Вошли смущённо шефы-грузчики

И, встав тихонько за кровать,

Большие, гордые и грустные,

Сняв шапки, стали подпевать.

Разрывы слышались нам дальние,

И было свято и светло…

Вот это всё и было- Армия.

Всё это Родину спасло.

 


 

Николай Трегубов

* * *

 

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты-

Богатый выбор.

Смерть- вольна.

Немало сверстников взяла ты

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

 не потому ли больно мне вдвойне?!

 


 

 

 

Дата последнего обновления страницы 22.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения