Вот и сбылась моя мечта

Вот и сбылась моя мечта

 

 

Падалка Татьяна Николаевна

 

 

 Учитель, быть тебе звездою во вселенной!

Святое имя, будь благословенно!

 

   Учитель. Произнося это слово, каждый представляет своего учителя, того, кто сопровождал нас в самые прекрасные годы. Преподаватели у нас разные?: строгие и добрые, заботливые и требовательные. Общим остаётся одно: учитель – от слова «учить». Учитель – это тот, кто учит нас не только знаниям о мире, о природе, но и творит самое сложное, самое ценное из всех ценностей нашего общества – Человека. Мы творим Человека, как скульптор творит своё изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мёртвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего.

   Учитель это одна из тех удивительных профессий, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. Вдумаемся в эти слова. Продолжая себя в своих питомцах, мы творим не только человека. Мы творим само время.

   Дух времени, взаимоотношения между людьми – всё это зависит от того, каковы мы с вами, от того, какова школа, которой народ вверяет своё будущее.

   25 лет я работаю учителем. Пролетели школьные годы, пора студенчества тоже позади. Но желание отдать весь жар своего сердца, весь романтизм души, всё счастье жизни, красоту мира  сохранилось, потому что – учитель.

   Учитель… Как много значит этот человек. Он и наставник, и носитель человеческой мудрости, и воспитатель, и друг, и помощник…

   Вспомнились слова родителей: «Вот и сбылась твоя мечта. Теперь ты называешься учителем!» тогда я не задумывалась над смыслом сказанного, но сейчас понимаю: называться учителем и быть им – это разные вещи. Каждого учителя отличает отношение к своему делу, к своим ученикам.

   Все мы делали, и будем продолжать делать важное дело – воспитывать в детях желание реализовывать себя, прививать уважение к отечественным культурным традициям, растить творческую личность.

   Вспоминаются первые годы работы. Я, наверное, больше чувствовала, чем понимала (во всяком случае, не задумывалась тогда над этим), что пробудить стремление ребёнка к учёбе, к творческому труду можно не общими призывами, а чем-то другим. Задумывалась над тем, почему ученические ответы во многих случаях убоги, бесцветны, невыразительны, почему в ответах очень часто нет живой, собственной мысли ребёнка. Стала анализировать прежде всего свою работу, уроки. Рассказывая о путешествии капли воды, - речь должна идти о первом весеннем ручейке, и о весеннем дождике, и о радуге…, ребёнок должен говорить как о мире, который его окружает, о мире, в котором он сам – частица живой природы. А что он говорит? Вымученные, неуклюжие, заученные фразы, словосочетания, смысл которых самому ребёнку представляется туманным. Почему так бедна мысль ребёнка? Вслушиваюсь, вдумываюсь в речь детей, и у меня постепенно крепнет убеждение, что мы, учителя, не учим ребёнка мыслить, с первых шагов школьной жизни закрываем перед его глазами дверь в пленительный мир  окружающей природы, - и он уже не вслушивается в журчание ручейка, в звон весенней капели, в песню жаворонка, он заучивает лишь сухие, бесцветные фразы обо всех этих удивительных вещах.

   Веду детей в сад, выбирая как раз такой момент, когда солнышко зажгло радугу, яблони стоят в цвету – молочно-белые, розовые, красные, тихо жужжат пчёлы… Что вы видите, дети, скажите о том, что вас волнует, восхищает, удивляет, тревожит? Вижу, как радостно загорелись глазёнки, но детям трудно выразить мысль, трудно найти подходящее слово. И здесь мне становится больно за детей.

   Нет, так не может продолжаться! Забывая о важнейшем источнике знаний – окружающем мире, природе, мы заставляем детей зубрить и тем самым отупляем их мысль. Урок за уроком я стала водить детей к неиссякаемому и вечно новому источнику знаний – в природу: в сад, поле, на луг, на берег реки. Вместе с детьми мы стали учиться передавать словом тончайшие оттенки предметов и явлений.

   Вот в голубом небе поёт жаворонок, до самого горизонта ветер волнует безбрежное пшеничное поле… обо всём этом надо сказать точно и красиво. Я видела, как мысль моих детей становится ярче, богаче, выразительнее, как слово приобретает эмоциональную окраску, начинает играть, трепетать. Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживала необыкновенное счастье творческого вдохновения.

   Вторая проблема, которая волнует и беспокоит меня многие годы – чтение детей. Большая беда заключается в том, что чтение не стало для многих учеников полуавтоматическим процессом. Я увидела, что во время чтения того или иного текста все умственные силы многих детей идут на самый процесс чтения – ребёнок весь напрягается, он боится, что слово будет прочитано неправильно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их и группы слов как единое целое. У него не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного.

   Я стала изучать и учитывать, сколько ребёнок читает в классе и дома, сколько ему надо работать, чтобы в совершенстве научиться выразительно, бегло, сознательно читать и понимать смысл прочитанного. Для себя сделала вывод, что интерес к чтению, атмосфера любви и уважения к книге не рождаются стихийно или же в результате руководящих указаний. Думаю, что это недостатки нравственного воспитания. Читают те дети, в семьях которых увлечены чтением. А там, где этого нет… Такого ребёнка сложно приучить читать.

   Проблемы, проблемы… Они встречались на моём творческом пути и решались совместными усилиями детей, родителей, общественности. Но главным, конечно, в моей работе остаётся урок. Урок, к которому я готовлюсь всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости.

   Знающий, думающий, опытный педагог никогда не скажет: я уже накопил достаточно знаний, их хватит мне на всю жизнь. Знания – дело живое, вечно обновляющееся. Они стареют и умирают, как стареет и умирает человек.

   Чтобы быть для учащихся источником знаний, учитель всегда находится в атмосфере богатой, интересной, многогранной духовной жизни.

   Современный учитель живёт своими учениками.

   Школа – это не только обучение, но и воспитание.

   Одна из бед школьного воспитания заключается в том, что уж слишком много мы приказываем, повелеваем, требуем. Если ребёнок слышит от нас только приказы, это связывает его духовные силы, а маленький человек ой как не хочет чувствовать себя связанным!

   Быть другом своих питомцев – это не означает только идти с ними в лес, сидеть у костра и есть печёную картошку. Это наиболее простая точка соприкосновения воспитателя со своими питомцами, и если, кроме неё, педагог не сможет найти, открыть в самом себе ничего другого, то на одной картошке далеко не уедешь: воспитанники быстро почувствуют искусственность стремлений стать их другом… У  дружбы должна быть более прочная основа. Я имею в виду прежде всего богатство идейных, интеллектуальных интересов. У настоящего воспитателя есть о чём говорить с воспитанниками, вот почему они дорожат дружбой с ним.

   Учитель – их друг потому, что открывает перед ними изумительный мир красоты, он воодушевляет, одухотворяет их благородными порывами и побуждениями. Им хочется что-то делать – читать, познавать мир, переживать красоту. Совет такого учителя – это путеводный огонёк. Не будет огонька у вас – вам никогда не зажжешь его у других.

   Справедливы слова, что педагог – это не профессия, а призвание, особое состояние души. Может кто-то думает, что быть учителем – это так не престижно, не модно, но я нахожу удовлетворение в своей работе. Я никогда не пожалела, что стала учителем. Я знаю, что меня всегда ждут десятки пытливых юных душ, их светлые, чистые глаза, ждут меня – учителя!

   Дети прекрасно видят и отличают искренность от лжи и фальши. Каждый ученик – это неиссякаемый источник жизненной энергии учителя!

Дата последнего обновления страницы 20.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения